Герб
 
Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского

 

 
КонтингентПочта доверияФотогалерея
 
Главная | Газета "Медицинский вестник" | 2010 год | № 16 (1051) ноябрь | Четыре розы… вместо Нобелевской премии
Четыре розы… вместо Нобелевской премии

(см. в № 15 «III симпозиум морфологов»)

Объявление имени лауреата Нобелевской премии по медицине и физиологии 2010 года вызвало в нашем университете ощутимый резонанс. Кто-то порадовался за науку вообще. А кто и загрустил, вспомнив, что начиналась-то вся эта «история» с искусственным оплодотворением еще в пятидесятые годы прошлого века в стенах нашего института. Мы в редакции сразу же «полезли» в Интернет: нет ли там в связи с Нобелевкой ссылки на КМИ, на имена Б.П. Хватова и Г.Н. Петрова? Нет, ссылки не оказалось!

Здравствующих участников и свидетелей событий тех лет осталось всего двое. Это – профессор Борис Викторович Троценко и профессор Виталий Александрович Королев. Взгляд на происходившие в ту пору исследования и на взаимоотношения исследователей у каждого из них свой. Да это и понятно. Борис Викторович – тогда шестикурсник, выпускник, с первого курса – кружковец кафедры гистологии, затем аспирант, создавший своими руками приборы для эксперимента, «дослужившийся» до профессора. Виталий Александрович пришел на кафедру несколько позднее и также активно занимался в ее лабораториях вопросами эмбриологии…

Мы решили предоставить слово обоим.
 

Часть 1.

Рассказывает профессор Б.В. ТРОЦЕНКО:

- Очень символично, что Нобелевская премия «подоспела» прямо к 70-летию основания Крымской эмбриологической школы. Основал ее Борис Павлович Хватов, накануне войны приехавший в Симферополь, в наш Крымский медицинский институт. До этого он работал заместителем директора Всесоюзного института животноводства и профессором кафедры гистологии 2-го Московского медицинского института. В 30-е годы в Москве вместе с профессором В.К. Миловановым они уже ставили эксперименты по искусственному оплодотворению животных. Идея искусственного оплодотворения человека принадлежит именно Б.П. Хватову, и высказана им еще в 1939 году. В Крыму он свои исследования продолжил, но помешала война...

После войны профессор, как и многие тогда, попал в число гонимых за генетику. Вновь приступить к экспериментам стало возможным только в 50-е годы.

В 1954 году его учеником, аспирантом-«золотые руки» Григорием Николаевичем Петровым, уникально владевшим гистологической техникой, была проведена целая серия опытов по искусственному оплодотворению животных. И уже в 1955 году Петров успешно осуществил искусственное оплодотворение яйцеклеток человека.

В эксперименте использовались зрелые фолликулы (их после плановых или экстренных операций передавал в лабораторию известный в Крыму акушер-гинеколог И.А. Брусиловский) и сперма молодых мужчин, у которых были дети (что было немаловажно для успешности опытов). В том же году Г.Н. Петров опубликовал статью о результатах эксперимента; кандидатскую защитил в 1960-м.

Мало кто знает, что Б.П. Хватов и И.А. Брусиловский в 1955 году, на свой страх и риск, предприняли попытку трансплантации оплодотворенной яйцеклетки в организм женщины (с согласия и даже по настоятельной просьбе отчаявшейся бесплодной пары). Технология и условия были в то время далеки от совершенства, да и наука многими тайнами еще не владела – беременность «состоялась», продлилась 3,5 месяца но, увы, закончилась выкидышем. Произошла «утечка информации» (не обошлось без «человеческого фактора» и особенностей межличностных отношений). Разразился скандал: «опыты на людях!»… Дело замяли, опыты прекратили. Борис Павлович – мудрец! – сказал тогда нам, юнцам: «От меня не убудет, а у вас еще всё впереди – не хочу вам коверкать судьбу…».

А на кафедру приходили мешки писем – с надеждами на помощь…

Однако научные исследования в этом направлении продолжались. Проявляли осторожность, не всё публиковалось. В ходе исследований одновременно применялись различные методы. Изучали процессы и механизмы овуляции (диссертация Л.С. Георгиевской); детально исследовали мужскую половую систему (диссертация Б.В. Троценко).

В 1957 году итальянский ученый Даниэлло Петруччи опубликовал результаты своих успешных опытов по оплодотворению, но в интервью, а также выступая в Королевском Научном обществе Великобритании, в Академии медицинских наук СССР, он заявлял: «Своим предшественником считаю, конечно же, Григория Петрова, советского ученого из Симферополя».

…Затем последовали крупномасштабные исследования Ю.Н. Шаповалова по изучению гистофизиологии женской половой сферы и развития зародыша человека в течение первых месяцев беременности в норме (докторская диссертация).

Свои поиски вел сотрудник кафедры П.Л. Великий, которому впервые удалось измерить биопотенциалы яйцеклетки в период оплодотворения.

Надо сказать, что длительное время процесс оплодотворения в эксперименте не происходил – до тех пор, пока в питательную среду не были введены секрет маточных труб и кусочки слизистой: таким образом создавалась среда, приближенная к естественной. И вот пришедшему на кафедру аспиранту В.А. Королеву для разработки научного обоснования этого явления была предложена диссертационная тема по изучению гистохимического состава секрета маточных труб: необходимо было установить гуморальную зависимость между организмом матери и развивающимся плодом.

(Кстати, считаю ошибкой, что на современном этапе всё еще недостаточно изучена и не учитывается проблема влияния искусственной питательной среды на развитие зародыша в период от момента оплодотворения до имплантации в матку – а это в дальнейшем может сказываться на здоровье ребенка, его жизнеспособности.)

…История искусственного оплодотворения увенчалась присуждением Нобелевской премии Роберту Д. Эдвардсу, 85-летнему британскому физиологу – за «развитие in vitro оплодотворения», который разработал технологию ЭКО (экстракорпорального оплодотворения). В 1978 году в созданной им клинике Bourn Hall родился первый ребенок «из пробирки» (девочка по имени Луиза Браун, теперь у нее у самой уже есть сын), и потом – еще более 1000 младенцев...

И мы можем гордиться тем, что в ряду ученых, причастных к этой истории, а это: Петруччи (итальянец), Дворжак (чех), целая плеяда американских и британских ученых – первыми были наши крымские коллеги: Борис Павлович Хватов и его ученики.

Записала Марина ГРУШЕВИЧ.
 

«Медицинский вестник» № 16, ноябрь 2010
 

 
©2006-11 КГМУ. Разработка и сопровождение – информационно-аналитический отдел.
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Design by SOFTSOUL.