Герб
 
Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского

 

 
КонтингентПочта доверияФотогалерея
 
Главная | Газета "Медицинский вестник" | 2010 год | № 5 (1040) март | ОБРАЗОВАННОСТЬ и\или ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ?
ОБРАЗОВАННОСТЬ и\или ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ?
 

(Окончание. Начало в № 4, февраль 2010.)
 

…Вместе с тем, практика жизни показывает, что образование стоит (должно стоять!) выше экономики и, конечно, политики, а не наоборот. Обусловлено это тем, что образование решает наиболее глобальные, общечеловеческие задачи, связанные, естественно, с подготовкой профессионалов. Но, что является особенно важным, профессиональное образование решает также культурные, нравственные, личностные и интеллектуальные задачи. Те, кто бывает за границей, легко заметят, что и одеты мы зачастую лучше, и дипломов у нас больше (наиболее удачливые – еще и члены-корреспонденты, и члены действительные: иностранцу объяснить это бывает очень трудно), а вот пресловутый менталитет – не тот. Есть голова, руки, ноги, дипломы и т.д., но… по уровню культуры и образованности люди мы разные. Наверное, потому, что человек не может быть образован вообще. Основу его образованности должны составлять глубокие профессиональные знания в одной какой-либо области. Причем, это может быть любая специальность: от создания летательных аппаратов до умения выкладывать камины, от операций на головном мозге до выпечки пирожков. Ведь владение профессиональными знаниями – не статический процесс. Это – целенаправленное динамическое движение вперед, потребность постоянно совершенствоваться. Особенно важно последнее: именно в способности и потребности постоянно совершенствоваться и рождается образованность.

«Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным», – говорил Константин Симонов.

То есть глубокое знание своего предмета рождает потребность обладания вначале смежными с основной специальностью знаниями, а затем и достаточно далекими от нее. Так рождается образованный человек.

«Образование – это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились», – утверждал Б.Ф. Скиннер. А как быть, если «… это то, что у вас останется…» даже и не присутствует в процессе обучения. Лекции в виде слайд-шоу, крестики-нолики и т.д. на образование влияют если не сомнительно, то уж определенно не лучшим образом. Если нет слов, яркого запоминающегося диалога, будоражащего мышление, то такие компоненты учебного процесса, как лекция, семинар, практическое занятие, оказываются пустыми.

Принято считать, что помимо образованных врачей мы готовим еще и интеллигентов. Эти термины часто путают. Происхождение слова «интеллигенция» спорное. Но большинство авторов все-таки считает, что пришло оно во французский язык из России, называлось «русским» словом и обозначало класс интеллектуалов.

В словаре В.И. Даля (2-е издание 1880 года) написано, что «интеллигенция (в значении собирательном) – разумная, образованная, умственно развитая часть общества».

Обывательское представление о принадлежности к интеллигенции часто определяют по наличию галстука, очков. «Шляпу надел, интеллигент несчастный» – такое и подобные ему выражения можно услышать и сегодня. Это происходит потому, что названные атрибуты быта чаще были присущи людям умственно труда, а значит, подразумевают определенную степень образованности человека. И это справедливо, так как образованность является важной составляющей интеллигента. «Способность к приобретению знаний – это интеллигентность», – говорил Д. Лихачев.

На основе этого критерия родилась даже известная, но ошибочная по своей сути шутка: мол, интеллигентный человек может отличить Гоголя от Гегеля, Гегеля от Бебеля, Бебеля от Бабеля, Бабеля от кабеля, кабеля от кобеля, а кобеля от собаки женского рода. А не интеллигентный человек может отличить только двух последних…

Образованность важный, но все-таки не окончательный и не основной критерий интеллигентности. Более того, человек может быть интеллигентом и одновременно – малообразованным человеком, и – наоборот. Например, известный исследователь и офицер Н.М. Пржевальский был, безусловно, человеком необычайно образованным, но вместе с тем современники отмечали его грубость, нетерпимость. Люди малообразованные (в том смысле, что у них нет высшего образования, дипломов и т.д.) нередко обладают многими чертами интеллигентности, среди них немало настоящих интеллигентов. Почему? Потому что в понятие «интеллигентность», помимо образованности, входит гораздо большее количество признаков, приобретаемых человеком при рождении, воспитании, учебе.

Под термином «интеллигенция» понимают историческую категорию, которая имеет географическое место рождения (Россию), является результатом воспитания и образования, свидетельствует о профессиональной значимости, способности испытывать чувство социальной справедливости, приобщенность к богатствам мировой и национальной культур, общечеловеческим ценностям, наличие тактичности и личной порядочности, духовность, исключение вражды и национальной нетерпимости, способность к состраданию, принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию.

И действительно, известные нам русские интеллигенты были таковыми. Достаточно вспомнить такие имена, как М.В. Ломоносов, Н.Г.Чернышевский, С. Булгаков, А.Д. Сахаров, Д.С. Лихачев, Б.Ш.Окуджава, Л.А.Зильбер и многие другие. Они были высокообразованными людьми, настоящими патриотами, профессионалами, преданными гуманистическим идеалам. Им легче было пожертвовать жизнью, чем, поступившись совестью, испытать общественное презрение.

Bместе с тем, действия многих представителей интеллигенции не пошли на пользу общества. Так, некоторые люди, считавшиеся интеллигентами, были инициаторами, организаторами и участниками революций, проповедниками насильственных действий в отношении религиозных деятелей или таких же интеллигентов, но инакомыслящих. Однако пришедшие с ними к власти неинтеллигенты поступили с «соратниками» точно их же методами. А рожденные «новые» интеллигенты имели уже другие критерии, среди них основными стали номенклатурность и партийность, сомнительные духовность и патриотизм; другие критерии – у кого как получится. А получилось не очень хорошо. И тогда, и сейчас понятие «интеллигент – как представитель элиты общества» пополняется все новыми критериями: галстуком от Версачи, рыночными отношениями, ненастоящим дипломом… а вот владение заводом или фабрикой должно быть настоящим… и т.д. В общем, всё получается по Ленину, который, правда, еще в те времена не стеснялся называть интеллигенцию… «говном» (Даниил Гранин, Известия, 11.05.97).

Тут мы, преподаватели, можем быть спокойны, поскольку – если профессиональным медицинским знаниям мы обучаем, то уж «интеллигентности» в ленинском «понимании», слава Богу, – нет.

Все это пишется для студентов, чтобы они знали и такую точку зрения.
И извечный вопрос: «Что делать?». Мне очень близки советы ректора МГУ академика В.А. Садовничего. Первое правило: намеченное сделать. Не откладывать, не забывать, не мечтать. Любой ценой сделать. Второе правило: трудиться. Надо трудиться. Третье – найти свою форму отдыха.

Такое прагматичное мышление, несомненно, приведет к профессиональному успеху. А если при этом опираться на гуманистические идеалы, духовность, если «мысль будет не подражательна» (по А.И. Солженицыну), – то можно будет поговорить и об истинной интеллигентности.
 

Игорь БОГАДЕЛЬНИКОВ,  профессор.
 

«Медицинский вестник» № 5, март 2010.
 

 
©2006-11 КГМУ. Разработка и сопровождение – информационно-аналитический отдел.
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Design by SOFTSOUL.