Герб
 
Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского

 

 
КонтингентПочта доверияФотогалерея
 
Главная | Газета "Медицинский вестник" | 2010 год | № 2 (1037) январь | Доклад ректора КГМУ профессора А.А. Бабанина
Доклад ректора КГМУ профессора А.А. Бабанина

Доклад
ректора КГМУ профессора А.А. Бабанина

на совместном заседании конференции трудового коллектива
и Ученого совета
28 января 2010 года

И ПОЛУЧИТЬ В НАГРАДУ… РАДОСТЬ
 


Прошедший 2009 год был, пожалуй, самый тяжелый за последнее время – как для страны в целом, так и для нашего университета. И это, наверное, естественно и ожидаемо – в связи с разгаром экономического кризиса. И хотя кризис прямо затронул вуз незначительно, нарастающая в стране экономическая и политическая нестабильность не могла не раскачивать такой большой корабль, как наш медицинский университет. Бесконечные, часто противоречивые директивы из Киева, блокирование университетских счетов в Казначействе, искусственно создаваемые проблемы с тендерными закупками, коммунальными расчетами и другие правительственные решения до того затрудняли жизнь и функционирование вуза, что приводили иногда в отчаяние.
Всё это требовало постоянного напряжения, каждодневной борьбы, принятия неожиданных и нестандартных решений. Но всё обошлось – выжили… и коллектив даже не ощутил этих «напрягов». И, слава Богу, как в лучшие времена, мы вновь смогли день в день обеспечить выплату ежемесячной заработной платы, а также – 13-й, 14-й в виде премий и 15-й – на оздоровление. Это самое большое наше завоевание, и такое есть лишь в единственном вузе – КГМУ.
К достижениям этого трудного года, демонстрирующим наше благополучие и моральное единство, следует отнести, на мой взгляд, успешное строительство университетской Церкви во имя св. Луки. Не скромной часовенки, а великолепного храма, готически устремленного в небо, с огромным куполом, звонницей, алтарем, клиросом для певчих. В цокольном этаже будет размещен музей профессора медицины В.Ф. Войно-Ясенецкого (св. Луки), несколько учебных и служебных комнат. Есть уже и свой священник, настоятель церкви о. Василий. В храме будут вестись службы по всем праздникам, отпевание почивших наших профессоров и преподавателей, венчания. Да и вообще, любой сотрудник или студент сможет войти в храм, помолиться, попросить помощи или покаяться в грехах.
В любом случае в такие непростые времена университетская церковь поможет нам всем, несмотря на конфессиональную принадлежность, сплотиться, обрести силу и надежду, сделает нас милосерднее и человечнее, – что для нас как воспитателей будущих врачей имеет немаловажное значение. Ведь св. Лука был не просто православный пастырь – он был наш коллега…
Обидно слышать от некоторых недоброжелательных сотрудников слухи и разговоры: дескать, как можно в такие трудные времена на институтские деньги строить такую церковь. Уже не раз говорил и еще раз скажу – недоброжелателям и всему коллективу. Ни одной гривны университетских денег на церковь не потрачено. Это невозможно по закону. Сразу ректору – «расстрельная» статья, «за нецелевое расходование бюджетных средств». Всё строилось и строится на спонсорские средства и деньги, поступающие на благотворительный счет университета от добрых людей со стороны и многих сотрудников вуза. И спасибо им за это! Ну а в отношении недоброжелателей… обидно, но следую совету поэта – «хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца»…

Несомненным достижением этого года являются успешные переговоры с Малайзией и Иорданией по признанию диплома нашего университета. Окончательный вердикт будет известен в ближайшее время, однако они уже достигли той финальной стадии, которая позволяет нам уже сегодня рассчитывать на благоприятный результат. А это гарантия нашей финансовой обеспеченности и возможности дальнейшего развития. Причем, единственная! Государство за эти 5 лет ни на гривну не увеличило финансирование медицинских университетов, притом, что на практическое здравоохранение финансирование возросло почти в 5 раз, плюс «практики» получили значительное количество самой современной импортной диагностической аппаратуры и оборудования, закупленных по линии Минздрава. Вузы в эти годы по-прежнему – в режиме самовыживания.

Учебный процесс – это основная составляющая учебного вуза. Что можно сказать? Что нового произошло за истекший год? Чего больше: лучшего или худшего?
Учитывая бесконечные преобразования высшей школы, носящие больше разрушительный, чем созидательный характер, легче говорить о худшем. Его больше. Прежде всего, это ежегодно возрастающее недофинансирование учебного процесса. Так, вся Болонская (кредитно-модульная) система, требующая увеличения штатных единиц преподавателей, соответствующего учебного оборудования, расходных материалов и др., – абсолютно нефинансируема, внедряется на энтузиазме или, мягко выражаясь, «на халяву». Тем не менее, нами изысканы средства, может, в недостаточной степени, – и мы внедрили кредитно-модульную систему уже на четырех курсах.
Можно бесконечно говорить о достоинствах и недостатках этого внедрения – все мы уже почувствовали и то, и другое. В целом, выяснилось, что из всех отраслей высшего образования медицина оказалась наименее подходящей для кредитно-модульной системы, которая резко затрудняет контакт студента с преподавателем и с больным и усложняет формирование у студента клинического мышления – основы подготовки будущего врача. Окончательно мы столкнемся с этой проблемой в нынешнем году, когда «система» достигнет 5 курса.
Вторая существенная проблема. Практически нереально выполнять учебную программу с учетом 40-60 процентов самостоятельной работы студента. Для этого необходимы серьезный демонтаж и переоснащение учебного процесса, требующие огромных средств, которых нет.
Однако обе эти проблемы мы обязаны решать – у нас другого выхода нет, возврат к старой классической системе практически невозможен – она разрушена. Кроме того, Болонский процесс – это часть государственной политики евроинтеграции Украины.
В таких бесповоротных условиях продолжающегося раскачивания учебного процесса мы делали все возможное для его оптимизации, методического и материального обеспечения, выборочного контроля по кафедрам, заслушивания кафедр на заседаниях ректората и на ученых советах. Может, поэтому нам удалось вновь поднять несколько снизившийся уровень знаний студентов, и наш университет вновь занял первое место по Кроку-1 среди медицинских вузов Украины.
В этом большая заслуга как коллективов кафедр, так и деканов, учебного отдела и лично проректора по учебной работе профессора О.А. Притуло и ее заместителя доцента Н.Г. Дедович. И это наша очередная победа, еще раз подтвердившая имидж вуза как самого сильного и строгого, дающего качественные знания.
В сущности, эту нашу особенность уже давно «вычислили» многие студенты-иностранцы без всяких «Кроков». Они утверждают, что в КГМУ учиться очень трудно – строго требуют знания. Зачеты и экзамены «за деньги» возможны только на отдельных кафедрах, у отдельных преподавателей, которых они берегут как зеницу ока и передают из поколения в поколение. Поэтому, советуют они, если вы чувствуете, что у вас будут трудности с учебой, или попутно планируете заниматься бизнесом, – лучше в Крымский медуниверситет не поступайте, поезжайте в другие «приличные» вузы», где – «любой каприз за ваши деньги», даже если вы вообще не ходите на занятия. Там посредники, при тесном сотрудничестве с зам. декана или самими деканами почти официально гарантируют вам хорошие и даже отличные оценки, если вы платите по таксе. Список таких «приличных» вузов известен почти официально. Мне в шуточной форме было замечено, что при такой высокой планке требований мы скоро можем оказаться вообще без иностранных студентов. Я, также шутя, сказал, что, возможно, и останемся, но – без плохих, слабых студентов, а вот сильных, желающих получить приличные знания у нас, наоборот, становится все больше. Все больше студентов старших курсов желают перевестись к нам, чтобы на достойном уровне завершить свое образование, причем части из них советуют это сделать сами чиновники из министерства.
Особым авторитетом и уважением в Минздраве пользуется наш медицинский колледж и его директор Т.А. Чешуина.
Конечно, я далек от мысли, что у нас все идеально. Судя по жалобам и анкетам иностранных студентов, у нас по-прежнему на ряде кафедр, особенно клинических, учебный процесс идет расхлябанно и бесконтрольно со стороны заведующих. Самостоятельная работа – основная составляющая кредитно-модульной системы – неправильно расценивается как узаконенная возможность бросить студентов и заниматься своими делами, оправдываясь: «пусть самостоятельно читают учебник». Но это совсем ведь не то, и студенты, особенно иностранные, искренне возмущаются. Также они возмущаются «договорными» отношениями, хотя при возможности и сами бывают не прочь договориться с посредниками, которые обещают помочь с задолженностями и экзаменами, выйдя на конкретных преподавателей и экзаменаторов.
На ближайшем совете мы обнародуем такие данные очередного анкетирования. Пусть коллектив «знает своих героев». Правда, у некоторых из них, с которыми я пытался деликатно поговорить, одно и то же «железное» оправдание: «Как вы можете верить студентам?! Они нас просто оклеветали по злобе за нашу принципиальность, за то, что у нас, напротив, высокий уровень требований». Мне кажется, с патетикой тут явный перебор: якобы высокий уровень требований и высокая такса – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
За последний год заметно снизился уровень требований к англоязычным преподавателям. Некоторые из них перестали совершенствовать свой английский, ходить на курсы и застыли на том начальном этапе русско-английского «суржика», который рассматривался как временный.
Студенты недовольны качеством и уровнем иллюстративности лекций, когда вместо иллюстраций идет унылое зачитывание теста из учебника.
Завис процесс перехода обучения на украинский язык. Да, на большинстве кафедр учебно-методическая документация переведена. Дальше было принято компромиссное решение: с 1 сентября начать чтение лекций державною мовою с самых послушных и в какой-то мере адаптированных студентов первого курса. Ответственные за это – заведующие соответствующих кафедр и деканы.
Судя по представленной деканами липовой информации, они даже не удосужились проконтролировать всего 1-2 кафедры, выяснить в качестве хозяев факультета: почему не выполняется решение; что предпринимает заведующий кафедрой, если сам не в состоянии; есть ли дублер – завуч или доцент? Учебный отдел и зав. кафедрой украиноведения, призванные проверить деканов и объяснить им на понятном русском языке всю государственную важность этого, оказались якобы очень занятыми. Чем? То ли ожиданием калифорнийского гриппа, то ли продолжающимися отпусками? Но если вы отсутствовали, – у вас есть замы, которые временно должны были исполнять ваши обязанности. Такая организационная бестолковость и ожидание какого-то чуда не могут быть оправданием.
Чуда не будет, раз в стране один государственный язык. Преподавание на нем в высших учебных заведениях страны – естественный и логичный вопрос времени. Чудо может быть одно: такое тупое игнорирование реалий приведет к тому, что запретят заключать контракты или расторгнут уже заключенные, в связи с несоответствием требованиям к преподавателю высшей школы – знать государственный язык! И когда мы окажемся никому ненужными безработными, единственным утешением будет общение между собой на русском языке, но... вне стен вуза.
Поверьте, желающих приехать в Крым на наши места из вузов западных областей Украины будет более чем достаточно – там идет сокращение кадров... Вот уж воистину, как у Е. Евтушенко: «Дай Бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем…».
Складывающуюся ситуацию хорошо себе уяснили коллективы Запорожского, Днепропетровского, Донецкого, Луганского медицинских университетов – и уже много сделали для создания атмосферы украиноязычного общения на бытовом, производственном уровне, а также в учебном процессе.
А мы что же? Будем сопротивляться до последнего патрона? А потом что? Ехать гастербайтерами в Россию? Но мы же ничего не умеем больше: ни строить, ни кирпичи подносить, ни прислуживать во дворцах на Рублевке, ни торговать на Черкизовском рынке (его закрыли). Какой-то псевдопатриотизм… Раз судьбой нам уготовано жить на Украине, не проще ли овладеть вторым языком и оставаться людьми первого, а не второго сорта.
Ссылки на Конституцию Крыма и надежды на нее – просто наивность, ибо Киев ее давно не признает и не выполняет. Значит, она нас защитить не может!
Заканчивая раздел своего выступления по учебному процессу, хочу отметить: в последний год Минздрав резко усилил контроль постдипломного образования и внимание к нему. Увеличился поток директивных документов, направленных на повышение его качества и эффективности. Вынуждены были усилить контроль и мы. Выявлены серьезные нарушения учебного процесса и ведения документации на кафедре нетрадиционной медицины и на кафедре стоматологии ФПО.
В связи с этим хочу привлечь внимание заведующих остальными кафедрами и декана факультета к подобным тенденциям и приложить усилия по скорейшему избавлению от той вольницы, в которой факультет пребывал в последние годы.

Что касается научно-исследовательской работы вуза за истекший год, то позвольте мне на этом вопросе не останавливаться – он обстоятельно будет рассмотрен сегодня в докладе проректора профессора А.В. Кубышкина.

Следующий раздел моего выступления – состояние финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
За истекший год от всех видов хозяйственной деятельности вуз заработал 63 млн. гривен. Много это или мало? Если кратко, – в обрез. Две трети этой суммы ушло на зарплату и коммунальные платежи, оставшаяся треть – на учебный процесс, содержание общежитий, хозяйственных служб, приобретение мебели, расходных и строительных материалов, текущий ремонт, командировки. Из этой же части мы смогли изыскать, как уже было сказано, возможность выдать дополнительно 13-ю, 14-ю заплату и 15-ю – в виде материальной помощи на оздоровление.
При этом, учитывая нестабильность и неопределенность нашего «светлого будущего», невозможно жить и развиваться, если нет «заначки» на «черный день». Эта сумма – порядка нескольких миллионов гривен.
Таким образом, эта, казалось бы, огромная сумма, распланирована на все случаи жизни, разложена по сметным «полочкам» и утверждена Киевом. Сегодня ее почти хватает на основные жизненные потребности вуза. Но уже недостает на приобретение современного медицинского и научного оборудования, которого так все требуют, недостает на серьезный ремонт и необходимое строительство. Единственное, на что удалось найти средства, – это строительство 3-й университетской автономной котельной для студенческого городка. Теперь вуз полностью отапливается и обеспечивается горячей водой самостоятельно, отключившись от городского теплокоммунэнерго, – что, как показали наши подсчеты, в 8-9 раз дешевле. Насколько это была своевременная и по-хозяйски мудрая мера, мы поняли только сейчас, когда цены на газ выросли фантастически, и дальше будут расти. Если бы сейчас нас продолжал отапливать город, мы бы стали банкротами. Большая часть заработанных денег уходила бы на «обогрев» – и тогда не только о 13-й и 14-й зарплатах не могло быть речи, но проблемной стала бы регулярная выплата обычной зарплаты, – что имеет место уже во многих вузах страны, не говоря уже о медицинских учреждениях.
Серьезный «напряг» ощущается сегодня с компьютерами. Их у нас более тысячи, если быть точным – 1012. Они – без преувеличения – являются нервной системой вузовского организма. Но почти половина из них устарела и не позволяет пользоваться современными программами. Раньше мы ежегодно приобретали до 100 новых компьютеров и не менее 50 принтеров. В нынешнем году планируем купить только половину от этого количества – поэтому, увы, не сможем дать каждой кафедре новый. Большая часть из них пойдет на замену устаревших – в компьютерных классах, деканатах, а также в планово-финансовом отделе и бухгалтерии, иначе они не смогут вовремя начислять нам зарплату.
В свое время мы много закупили импортной аппаратуры и оборудования. Но большая часть этих приборов работает только на расходных материалах той же фирмы. Стоимость их в год составляет до 20 процентов стоимости самого прибора. Если прибор стоит 100 тысяч, то только для него в год надо купить специальных кассет, бумаги и реактивов на 15-20 тысяч. То есть мы оказываемся заложниками новой европейской техники. Зная это, в Европе фирмы пытаются вручить эту технику даром, ведь со временем они вернут отсроченную прибыль с гаком, продавая для нее расходные материалы. У нас же в стране всё по закону – платим огромные деньги и за первое, и за второе. И главное, – нет другого выхода.
Продолжает съедать огромные деньги наш спортивный комплекс. Ему уже 30 лет. Ни разу не ремонтировался. Построенный с грубейшими нарушениями и техническими отклонениями, он усиленно разрушается. Денег на капитальный ремонт нет. Пытаемся изыскивать средства для срочного ремонта аварийно-опасных участков. В этом году такая аварийная ситуация сложилась в помещении плавательного бассейна, где 25 лет отсутствовала вентиляция. Выделяющийся из воды хлор при повышенной влажности «разъел» арматуру пяти колонн, на которых держится крыша. Бетон этих колонн вокруг ржавой истонченной арматуры крошится, как пересохший голландский сыр. Вовремя обнаружили, восстановили – с 25 января бассейн вновь начал работать.
3-4 года назад мы вовремя успели сделать почти капитальный ремонт во всех общежитиях, при этом почти полностью заменили мебель на новую. Но сегодня всё это уже не ново: расшатано, разломано, прожжено – и требует обновления и новых вложений. И никуда не денешься – такова студенческая специфика, а ведь с учетом количества иностранных студентов – это наш имидж.
Я мог бы еще перечислять хозяйственные проблемы государственного вуза, которые должно решать государство, но решаем, по мере возможности, только мы с вами. А с каждым годом решать их всё труднее, учитывая кризис, прогрессирующую инфляцию, непрерывное подорожание коммунальных услуг, финансовую неразбериху.
Некоторые утверждают, что эти проблемы вполне преодолимы – для этого надо просто больше зарабатывать денег. К примеру, 80 процентов всех денежных поступлений нашему вузу дает обучение иностранных студентов. А вот в тех вузах, где их мало, ректоры, чтобы заработать дополнительные деньги и выжить, пытаются развернуть… производство мебели, книгопечатание, через посреднические фирмы закупку и продажу бытовых товаров и т.п.
Мы также не раз задумывались над подобного рода деятельностью. Но сдерживает от такого «молодого задора» печальный опыт былых коммерческих увлечений нашего вуза. На волне постперестроечного романтизма нас призывали бросить заниматься ерундой – провинциальной наукой, каждая кафедра должна была заниматься бизнесом и зарабатывать вузу деньги. Нечто вроде китайского призыва: в каждом дворе построить маленькую доменную печь и варить чугун. У китайцев, правда, это получилось – они стали мировой индустриальной державой. У нас же из этого «варева» вышло несколько уголовных дел и многомиллионные убытки... Вуз тогда оказался на грани банкротства и не мог выплачивать зарплату сотрудникам по 3-4 месяца. Многие помнят те времена.
Сегодня подобные бизнесовые эксперименты, даже если полностью исключить из них криминальную составляющую, тем более рискованны. Кризис. Никто ничего не покупает. Какое-либо производство из-за дороговизны энергоресурсов – нерентабельно. Даже специализированные фирмы-производители с коммерческим опытом и связями работают «на склад» и банкротятся.
Стоит ли нам в таких условиях вновь начинать и повторять печальный опыт? Здравый смысл не позволяет идти на такие риски, последствия которых могут быть самыми непредсказуемыми.
Считаю, что самое разумное – это продолжать заниматься нашим основным делом, тем, что нам отведено судьбой: обучать отечественных и иностранных студентов. Это единственное, что мы можем делать на достойном уровне.
За многие десятилетия накоплен огромный опыт, сформированы научные школы и традиции, а также – высокопрофессиональный коллектив. В эти смутные времена нам бы всё это сохранить, не расплескать. Ведь всё это бесценно, и именно оно определяет истинный потенциал вуза, его академизм – то, что хорошо чувствуют студенты, чем гордятся и что стараются уберечь от модных временных новаций старейшие университеты Европы.
Представьте себе на миг, что произойдет с нашим университетом, если в него придут «современные реформаторы» с их самой любимой новацией, широко распространенной сейчас в практическом здравоохранении. Суть ее в том, что каждый сотрудник к концу недели должен принести вышестоящему начальнику, а тот, соответственно, еще выше – конверт с содержимым. Где взять и как – это ваши проблемы, если хотите оставаться на своей должности.
В университете такая цепочка может работать, особенно на теоретических кафедрах, только за счет поборов со студентов. И главное, что большинство студентов, особенно иностранных, охотно будут платить согласно полуофициальному ценнику – ассистентам, доцентам, профессорам. При этом учебный процесс становится фикцией. О качестве знаний не может быть и речи.
Такой баланс интересов, естественно, продержится недолго – 2-3 года, пока несколько выпусков иностранных студентов не завалят полностью подтверждение наших дипломов за рубежом или провалят все «Кроки». После этого поступление новых студентов резко снизится, а затем совсем прекратится. Вуз становится банкротом и умирает.
Процесс этот ускорится за счет того, что подобная система, кроме вышесказанного, предусматривает также продажу за деньги должностей ассистентов, доцентов, профессоров, заведующих кафедрами, деканов, проректоров – получается и здесь «любой каприз за ваши деньги». Это приведет к быстрой деградации и депрофессионализации преподавательского коллектива. И тогда моральный и физический распад вуза становится необратим.
Вам такая картина может показаться фантастической. Уверяю вас, при современных нравах она вполне реальна, и уже успешно работает, особенно в коммерческих вузах.
Если нам удастся сохранить вуз от такого «веяния времени», то у нас хватит сил и средств пережить экономический, политический и, главное, нравственный кризисы, сколько бы они ни длились в нашей бесконечно кризисной стране. Тем более, что наша продукция – обучение отечественных и иностранных студентов – достаточно высокого качества, пользуется спросом и не подвержена кризисным спадам производства.
Да, есть конкуренция, мы почувствовали это на себе. А как же иначе? Это рынок – рынок образовательных услуг. А по законам рынка – выживает сильнейший.
Мы достаточно сильны, а может, и самые сильные (о чем свидетельствуют «Кроки»). И я рад, что мы не спешили с демпингованием цен, не гнались за количеством, не снижали планку требований, не дали захлестнуть себя коррупции учебного процесса – явлению, которое полностью подчинило себе многие вузы страны.
Я приношу извинения за некоторый пессимизм моего выступления. Хотелось, чтобы это был не формальный отчет руководителя, у которого всё хорошо, а будет еще лучше (такое мы видели в рекламных роликах кандидатов в президенты), но – чтобы это было взвешенное размышление – вместе с вами! – о судьбе вуза и его стратегии выживания в непростое время, когда, как писала Анна Ахматова в 20-е годы XX столетия, «все расхищено, предано, продано…». Как видите, история повторяется.
А ведь такой вуз, как наш, – это практически маленькое государство в большом государстве с его большими проблемами. Поэтому я отношусь к нашему будущему с очень сдержанным оптимизмом – и тем не менее считаю, что оно у нас есть и зависит от каждого из нас, от нашего труда и нашей совести. Особенно сейчас, когда совесть перестала быть мерилом нравственности – и всех захлестнул культ денег.
Насколько мы будем нравственны и сплоченны, настолько поверят нам и нашему университету студенты, настолько мы как учителя сможем им передать всё профессиональное и общечеловеческое – и связь времен не будет прерываться. А значит, не прервутся жизнь и традиции нашего университета.

Я благодарю вас за все и желаю не терять веры и надежды. Вам, вашим сотрудникам, вашим родным и близким – здоровья и благополучия. Желать богатства честному человеку – нереально… Желаю вам достатка – чтобы можно было поделиться с нуждающимся близким и получить в награду радость.
Берегите себя. Успехов нам всем.
Благодарю вас за внимание и терпение.


    «Медицинский вестник» № 2, февраль 2001.

 
©2006-11 КГМУ. Разработка и сопровождение – информационно-аналитический отдел.
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Design by SOFTSOUL.