Эмоциональное напряжение обрушивается на иностранного студента с первых дней его пребывания в чужой стране, для него даже вычислен процент ежедневной стрессовости – 70. Возраст от 17 до 23 лет – это период становления, продолжения формирования индивидуальных качеств. И, безусловно, даже временный переезд в незнакомую страну в таком возрасте становится испытанием, продолжающим воспитывать характер и волевые качества личности. Но длительное пребывание в стрессовом состоянии может увести направленность личности в несколько иную сторону, а утомляемость разбалансирует психику и замедляет восприятие учебного материала.
Назначение психолога – помочь сформировать у студента понимание своего «Я», свою идеологию, свой стиль жизни, создать свой мир таким, чтобы максимально в нем себя проявить, а значит – взять только полезное для себя и других. Психолог не навязывает идеалов, не спрашивает лишнего, он только знакомит с законами развития личности и проявления индивидуальности. По этим законам жить не обязательно, но – желательно.
Каждый из нас рождается талантливым, но выявление таланта затягивается иногда на всю жизнь: комплексы, сформировавшиеся под влиянием стрессов и страхов младенчества и раннего детства до 5-ти лет, слишком сильны.
Существуют специальные методики адаптации. Для иностранного студента весьма актуален прогрессивный, без лишней вербализации, метод психологии – арт-терапия. Используются и воздействие искусством, и сеансы релаксации, и участие в творчестве, в играх и тренингах, консультирование и тестирование.
Тестирование позволяет поработать над недостатками, частично прогнозировать ситуацию, выявляет необходимость адаптационного и релаксационного курса.
Так, при проведении нами тестирования по психогеометрическому тесту студенты семи групп должны были выбрать три фигуры из пяти. И чаще выбирали их в таком соотношении: - № 1 – желательные контакты: круг (примиритель-«психолог») – 45 процентов; - № 2 – главное качество характера: квадрат (накопитель знаний) – 25 процентов; - № 3 – нежелательные контакты: зигзаг (действия не по правилам, размах) – 40 процентов.
По тесту-рисунку Дом – Дерево – Человек чаще выражены такие эмоциональные состояния личности, как: тревожность, тенденция к депрессии – 60 проц., замкнутость – 55 проц, доминирование, властность – 40 проц, нерешительность – 35 проц., фантазия – 20 проц.
Кроме того, параллельно нами были проанализированы рисунки А.С. Пушкина и А.П. Чехова. И их биографии подтвердили преобладание таких эмоций: замкнутости – у Чехова и властности – у Пушкина.
Наличие соответствующих черт характера в паре с преобладающей эмоцией создало базу для составления психологического портрета личности студента.
Собирательный психологический портрет студента ММФ выглядит так:
- Трудолюбив, усерден, имеет стремление к цели и обладает для этого достаточной выносливостью, терпеливостью, методичностью.
- Готов стать высоким специалистом в своей области
- Левополушарный мыслитель; вычисляет, а не догадывается о результате; любитель порядка, предсказуемости.
- Внимателен к деталям, подробностям.
- Контактность невысокая. Плохая скорость, затягивает принятие решения. Эмоциональная сухость, холодность.
- По темпераменту – близок к флегматику, уравновешенному, малоподвижному.
- Педантичность позволяет такому типу личности получать профессии менеджера, экономиста, врача, ювелира, дипломата, юриста.
- Он интеллектуален и способен действовать только по правилам. Ориентирован на прошлое. Средняя способность к адаптации.
- Эмоционально-волевая сфера – устойчив, надежен, малоразговорчив, волевой.
- Тип функции общения – информативный, получение сведений.
- Самооценка – адекватная.
- Способность к групповому взаимодействию – коллекционер данных, хороший исполнитель качественной работы, администратор.
- Желательные контакты – личность, обладающая высокой эмпатией (способностью к сопереживанию), контактностью, искренне заинтересованная в доброжелательных отношениях, проявляющая твердость в вопросах морали и справедливости. В данный период подсознание студента автоматически выбрало «психолога» (кстати, посещение психолога или психоаналитика является необходимым для современного человека).
- Из нежелательных контактов наш студент выделил следующие параметры: несдержанность, эксцентричность, ненастойчивость в доведении дела до конца, отсутствие стремления к консенсусу, идеализм.
Как видим, наш довольно симпатичный студент – адекватен, он – на правильном пути к выбранной профессии. Однако нагрузки на его психику проявились в тестах – в виде депрессивности, накапливающейся постепенно: стрессы, утомляемость, потребность в сердечном тепле; тревожность за своих близких; опасения за успеваемость. Именно поэтому индивидуум, пребывающий в чужой стране, нуждается в консультировании и психологической поддержке.
Для этого и открыт кабинет стресс-адаптации. Психологическую помощь здесь могут получить также сотрудники и отечественные студенты. Кабинет расположен в общежитии № 1, комната 105, телефон: 554-881.
И. ОБУХОВА, психолог деканата ММФ
«Медицинский вестник» № 3, февраль 2009