Герб
 
Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского

 

 
КонтингентПочта доверияФотогалерея
 
Главная | Газета "Медицинский вестник" | 2008 год | № 10 (1007) июнь | Эпистолярий
Эпистолярий
Путь к мудрости и красоте

Мы не случайно публикуем сегодня небольшие отрывки из документальной повести о «солнечном» композиторе И.О. Дунаевском, которую готовит к изданию Р.Н. Шакун, ветеран крымского телевидения, работавшая несколько лет в кабинете эстетики нашего университета. В 50-е годы прошлого века Римма Николаевна, будучи юной девушкой, переписывалась с композитором. В его письмах (часть из них публиковалась в нашей газете несколько лет назад) – разговор с молодежью, разговор добрый, поучительный и… актуальный.

«…Да, я приобретаю много книг для своей библиотеки, а читаю мало. Читать мне некогда. После напряжения мозгов над клавирами или партитурами я предпочитаю почитать что-нибудь интересное. Что именно?.. Ну… Этот интерес я вижу, например, в прочтении интереснейших музыкальных журналов дореволюционной эпохи.

Истинный душевно-мозговой отдых нахожу в прелестном сборнике «Пушкин-критик». Там собраны такие перлы ума и изысканной эстетики искусства!..

…И, право же, золотые строчки Пушкина по поводу выхода в свет «кавказского пленника» так просветляют мозг, как не просветляет его никакой Синклер…

Да, читаю я, конечно, мало, но… я очень много мыслю, думаю…

…В одном из ваших писем, помню, как-то промелькнула мысль, что, дескать, достаточно того, что наша литература воспитывает желание быть похожими на Корчагина, Кошевого, Чайкину и т.д. Нет! Это много, но недостаточно, ибо военные катастрофы не всегда бывают, а вот жить, творить духовно и материально в обществе человек всегда обязан. Тут и вопросы быта, культуры, семьи, труда, творчества и много другого. И жизнь рождается всё-таки от любви! Этого никогда не надо забывать, как не надо забывать, что, к счастью, человек сравнительно мало живет с винтовкой на плече...

…Конечно, очень похвально, что вы много читаете, но попробуйте поискать что-нибудь «из глубины веков». Почитайте Омара Хайяма, например. …Вы не знаете Омара Хайяма?! Вы не знаете величайшего поэта Востока, безбожника, пьяницы, волокиты и мудрейшего философа Омара Хайяма, о котором имеется литературы не меньше, чем о Шекспире, который переведен на все языки мира и который оказал влияние на мировую поэзию всех последующих эпох?!.

Хайям стоит рядом с Гафизом и Саади… Ах, вам незнакомы и эти фамилии?.. Впрочем, неудивительно. Ведь в хрестоматиях, по которым вы учитесь, этих фамилий нет.

…К сожалению, современная молодежь многого не знает из того, что нужно было бы знать. Я не уверен, что так уж много и охотно у нас читают Гёте и Шекспира, Шиллера и Байрона. Я не уверен, что многие знают у нас допушкинскую поэзию, замечательные по своей своеобразной красоте русские литературные памятники: былины, сказы, творения Иоанна Златоуста и т.д. Я наверняка уверен, что вы не читали, и мало кто у нас читал, неувядаемую «Песню Песней» царя Соломона, псалмы Давида или чудесную по своей трогательности «Книгу Эсфири». Поймите, это надо знать не для того, чтобы казаться культурным, а для того, чтобы удовлетворить свое стремление к красоте, существовавшей на протяжении всех веков и культур. Нам совсем не нужно выбирать между Маяковским и Хайямом. Надо знать, что кроме Маяковского есть многое и такое, что открывает человеку путь к вечной и неувядаемой мудрости и красоте.

Этому у нас, к сожалению, не учат. Поэтому Хайям лежит в единственном экземпляре на полке университета, поэтому достать у нас замечательный русский перевод Эфроса «Песни Песней» невозможно ни за какие деньги, ибо это всё кануло в прошлое, сейчас на это нет спроса Что ж?! Меня утешает только то, что Пушкин наверняка знал Хайяма. А Куприн перед одной из своих повестей поставил целую цитату из «Песни Песней»: «Положи меня как печать на сердце своем, ибо сильна, как смерть, любовь и безжалостна, как ад, ревность».

…У нас почему-то забыли чудесное и всё объясняющее слово – талант. Писателю предъявляют требование знать то, о чем он пишет. Конечно, писатель должен знать жизнь, людей, изучать атмосферу, в которой его герои действуют. Но «знать», «изучать» - это ведь только работа ума, времени, терпения, наблюдения. В школе мы тоже видим процессы «познания». Один ученик добросовестно бубнит то, что выучил, а другой свободно рассказывает, делая интересным, казалось бы, скучный предмет. Так ведь?.. Такие и педагоги бывают. Такие и писатели. Значит, «знать» - это далеко еще не всё. Но «знать» плюс талант, плюс писательское «пронизывание» всех и вся – это уже всё!

…Читайте. Читайте обязательно!»

«Медицинский вестник», № 10, июнь 2008

 
©2006-11 КГМУ. Разработка и сопровождение – информационно-аналитический отдел.
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Design by SOFTSOUL.