Герб
 
Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского

 

 
КонтингентПочта доверияФотогалерея
 
Главная | Газета "Медицинский вестник" | 2008 год | № 8 (1005) май | Есть мнение!
Есть мнение!

И мысли всё о нем…

(полемические заметки) 

(Окончание. Начало в № 7, апрель 2008)

…Но вернемся к Болонскому процессу. Мне кажется, сегодня основное место в нем занимает все-таки не обучение, а контроль обучения. Это, наверное, хорошо при выраженном желании – у хорошо мотивированных студентов – учиться. Следует признать, что пока у нас этого нет. Как сказал на одном из ученых советов ректор университета профессор А.А. Бабанин: «Все-таки наша основная задача – научить студентов, а не контролировать их». С этим трудно не согласиться.

Больше самостоятельной работы студентов. Разумеется, - с книгой: в наших больницах нельзя студенту работать самостоятельно. Но в «самостоятельном» слышится – «заочное», - что в медицине совершенно неприемлемо. Нельзя выучить анатомию или физиологию по книге, как нельзя заочно научиться обследовать или оперировать больного. Если для гуманитарных или даже технических наук это возможно, то в медицине это – нонсенс. Медицина – наука практическая, и здесь особенно велика роль преподавателя, Учителя, чей талант, мастерство, искусство, профессионализм пробудят в студенте интерес к науке, медицине, желание помочь страждущему больному, излечить его тяжкий недуг. Да и как приучить наших студентов работать самостоятельно?

Ставить им «двойки»? Малопривлекательно и малоперспективно.

Обеспечить мобильность студентов и преподавателей. Если – с преподавателями, - было бы прекрасно, в порядке обмена опытом.

Но кто будет финансировать? На постоянную работу? Сомнительно. Главная проблема – незнание языка. Несколько лет я был председателем общества «Крым-США». Приходилось встречать многих американцев, в том числе и врачей. С кем-то познакомился во время поездок в Штаты, с некоторыми дружу до сих пор. Твердо уверен: наш хороший врач – не хуже. Если дать ему их аппаратуру, технологии, госпитали-дворцы (по сравнению с нашими больницами), он ни в чем не уступит. [Не стоит упрекать меня в отсутствии патриотизма. Много лет назад на телевидении я брал интервью у академика Н.М. Амосова. Он сказал: «У Мейо (крупный медицинский центр в Штатах – ред.) виварий лучше, чем у меня клиника», - чем поверг в шок обкомовских цензоров.] Но… у нас больше плохих врачей. Причина? – дешевизна образования и отсутствие естественного отбора. Быть плохим врачом в Америке слишком дорого: миллионные выплаты за ошибки – так называемые «малпрактис» (ошибка в практике – ред.) – привели к этому. Я знаю многих наших выпускников, которые прекрасно работают в Штатах; знаю одного врача в Нью-Йорке, который сдал лицензионный экзамен через 1,5 года, и – другого, который сдавал экзамены 13 (!) раз и бросил.

Вопрос в другом: должны ли мы готовить врачей для западных стран? Как заявлял один из предыдущих министров здравоохранения Украины, в одном только Киеве недостает около тысячи врачей. По его же свидетельству, в При- и Закарпатье крайний дефицит медработников. Куда же они подевались? Да уехали на Запад, в основном – в Польшу, где значительно больше зарплата. А куда делись польские врачи? Уехали в Испанию, в другие западные страны. Почему? См. выше.

И еще одно. В университете наметилась тенденция, в особенности среди молодых преподавателей, усложнять задачи и тесты для студентов, включая еще памятные им клинические аспекты в преподавание теоретических дисциплин: чем сложнее, чем больше «тумана», - тем больше «по-Болонски». Это нелепо – с точки зрения логики и неграмотно – с точки зрения дидактики. Человечество за тысячелетия существования цивилизации выработало четкие алгоритмы обучения: от простого к сложному. Нельзя быть математиком, не зная таблицы умножения, нельзя заниматься органической химией, не зная – общей, и т.д. Талантливый ученый и замечательный человек профессор Г.В. Троицкий говорил нам: «Если студенту дать мало, он не будет знать ничего, дать много – будет знать кое-что». Осмелюсь добавить: дать слишком много – вновь не будет знать ничего. По словам академика П.К. Анохина, «студент включает фильтры»: его можно заставить выучить на экзамен, но завтра он всё забудет.

И вообще, мы слишком увлеклись тестами. Во всем мире уже давно поняли их ограниченность, метафизичность, они отучают студента, особенно медика, мыслить. Да еще такие, как наши КРОКи, являющиеся бледными копиями американских STEP’ов. Всё больше в США раздается голосов, требующих отмены тестовой системы, большое число судебных процессов по поводу продажи экзаменационных тестов возмущает общественность. Оказывается, коррупция есть не только у нас…

Несколько лет назад на конгрессе в Эдинбурге мы познакомились с доктором Фрицем Молленом, помощником сенатора Хиллари Клинтон, которая была инициатором реформы здравоохранения в США (реформа, кстати, провалилась из-за недостаточного финансирования). Доктор Моллен поделился проблемами американского здравоохранения: выпускники медицинских университетов концентрируются в больших городах, сельские районы практически лишены медицинского обслуживания; слишком много врачей (лучше меньше, да лучше); около 22 процентов населения – афроамериканцы, латиноамериканцы и индейцы, но только 10 проц. студентов и 7 проц. врачей являются представителями этих меньшинств; около четверти населения Штатов – те же меньшинства – не имеют медицинской страховки, то есть не получают медицинской помощи, более чем 20 процентам детей не проводятся вакцинации; две трети американских врачей – это узкие специалисты; необходимо увеличить до 50 процентов число врачей первой помощи (в Великобритании их – 75 проц. – А.В.). Как видим, много общего с нашими проблемами.

И последнее. Все эти улучшения, оптимизации, рейтинги, модули, кредиты… Уважаемые коллеги, есть ли у вас впечатление, что знания наших студентов улучшились? От многих преподавателей слышу: студенты хуже знают анатомию. И это – несмотря на то, что на кафедре работают в большинстве прекрасные специалисты и опытные преподаватели. То же наверняка говорят преподаватели старших курсов и о физиологии, и о других предметах. Мало того, всё чаще приходится слышать от уважаемых людей: «У кого будем лечиться лет через десять?» Стало малопрестижным учиться на «отлично» и оканчивать вуз с «красным дипломом». Вот и идут наши «краснодипломники» заведовать автостоянками, но не потому, что они бездарные доктора, а потому, что там зарплата раз в 10 больше.

Как и многое коллеги, считаю: если наладится финансирование, удастся добиться формирования малых групп и обновить устаревшую аппаратуру, Болонский процесс принесет положительные плоды, но – только на младших курсах и на теоретических кафедрах. В клинике его применить вряд ли удастся. И задача наша – как преподавателей – не «заставить» студентов учиться, как заявил на ученом совете один из профессоров, а – помимо передачи им знаний для получения высокой профессиональной квалификации – пробудить в них интерес к изучаемому предмету, убедить в необходимости знания этого предмета для последующей работы, дать им в руки средства и инструменты, чтобы избавить больного человека от страданий и тогда… - слава тебе, Учитель!

А пока – как не вспомнить М. Жванецкого: «Нет, свет в конце тоннеля, конечно, виден, но тоннель… гад, никак не кончается!»

А. ВОЛЧЕНКО,

доцент кафедры нормальной физиологии.

«Медицинский вестник», № 8, май 2008

 
©2006-11 КГМУ. Разработка и сопровождение – информационно-аналитический отдел.
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Design by SOFTSOUL.