Где только не услышишь сегодня словосочетание «Болонский процесс»: в министерствах, на ученом совете вуза, в транспорте, на ректорате, на телевидении, в лекционной аудитории…
Поделиться своим видением этой проблемы решил на страницах нашей газеты заведующий кафедрой нормальной анатомии человека, профессор В. С. ПИКАЛЮК.
Мы приглашаем всех к обсуждению и диалогу.
Болонский процесс или кредитно-модульный вариант отечественной системы подготовки врача?
Банальная истина – успех практической медицины, процветание системы здравоохранения государства держится на успешном функционировании трех китов: профессионального образования, профильной науки и научно-исследовательских институтов, МЗ и АМН, научных лабораторий университетов и практической деятельности лечебно-профилактических специализированных учреждений (ФАПов, амбулаторий, больниц и диспансеров различного уровня).
И все начинается с образования, с суммы знаний и умений, которые приобретает вчерашний абитуриент, сегодняшний студент в творческом тандеме со сформировавшимся ассистентом, зрелым доцентом, с ведущим научный поиск аспирантом или маститым профессором, изредка - академиком. О нем (образовании) и поговорим.
Три года назад в Министерстве здравоохранения Украины был издан приказ № 52 от 31.01.2005 года, согласно которому все медицинские факультеты вузов III-IV уровня аккредитации перешли с 1 сентября на кредитно-модульную систему обучения, устремившись в «море Болонское» (или процесс?) европейского образовательного пространства; одновременно ликвидировались педиатрические и санитарно-гигиенические факультеты, которые были зримым преимуществом отечественной адресной системы медицинского образования. Правда, у следующего министра хватило разума и силы воли факультеты восстановить.
Заметим, что ни в одном классическом или отраслевом университете Украины, находящемся в подчинении Министерства образования и науки (МОН), такого массового «заплыва» (или «забега»?) не произошло. Там решили сначала провести педагогический эксперимент на отдельных факультетах или специальностях, а по завершении полного профессионально-учебного цикла, взвесив его реальные результаты, оценив все «за» и «против», выстроить стратегию дальнейших педагогических шагов. 90 же процентов образовательного пространства государства осталось традиционным – сессионно-семестровым, характерным для советского образования, дипломы которого не признавались дальше социалистического лагеря, а профессионалы врачи в подавляющем большинстве могли реализоваться за рубежом разве что в качестве «помощника врача» (даже с дипломом кандидата наук). Поэтому и сегодня вся нормативно-правовая база украинского образования ориентирована на ту, «вчерашнюю по содержанию», но максимально распространенную и сегодня систему получения профессиональных знаний. И так будет еще 3-5 лет (до завершения первого цикла эксперимента), если МОН не найдет выход из юридической коллизии (или тупика). Кстати, временным правовым решением проблемы могли бы стать подзаконные акты-распоряжения Кабинета министров, инициированные МОН.
В чем суть основных коллизий между двумя образовательными системами? Каковы преимущества кредитно-модульной системы и как их реализовать в украинских условиях?
На переломе двух тысячелетий на протяжении двух лет я имел возможность непосредственно ознакомиться с системами образования в классических и медицинских университетах Франции (Сорбонна, Сент-Этьен), Чехии (Прага), Словакия (Братислава), Польши (Краков, Люблин), Италии (Болонья). Через своих коллег – профессоров Тернопольского и Луганского медицинских университетов, прошедших стажировку в США (Нью-Йорк, Каролина, Филадельфия, Чикаго), Австрии (Вена), – дополнил реальную картину организации мирового образовательного пространства в классических и медицинских университетах.
Оттолкнувшись от собственных реалий заведующего кафедрой медицинского университета (мы уже третий год пытаемся реализовать механизмы Болоньи) и осмысливая реалии зарубежья, хочу озвучить напрашивающиеся предложения по нейтрализации болевых точек сегодняшней кредитно-модульной системы медицинского образования.
Общеизвестно, что знания не даются, а берутся – собственным интеллектуальным трудом. Именно на реализацию этого принципа и ориентирована европейская (и мировая) система медицинского образования. Для удобства студента вся учебная программа разделена на профессиональные модули, а объем предметных часов – на кредиты. При этом определен минимальный объем обязательных предметов по каждому модулю и перечень предметов по выбору. Для реализации образовательной программы для студента составляется индивидуальный план обучения – «дорожная карта», согласно которой он и движется. И этот план никоим образом не подчиняется сессиям или семестрам. Срок обучения в медицинском университете достигает для двух третей студентов 8-10 лет (лишь для одной трети он равняется 5-6 годам). И это при том, что проходная планка для абитуриентов медицинских университетов, в виде суммы баллов на общегосударственном тестировании по окончании колледжей, лицеев, – одна из самых высоких среди всех профессиональных учебных заведений. В мире уже давно забыли о выпускных или вступительных экзаменах, а мы ропщем, недовольные тем, что Министерство образования вводит в этом году внешнее государственное тестирование выпускников школ, цели которого избавить общество от коррупции в ходе вступительных экзаменов в вузы и дать возможность всем абитуриентам на равных условиях проявить свои знания.
Медицинское образование стало резко сдавать свои позиции с тех пор, когда на медицинские факультеты разрешили набирать студентов для обучения на контрактной основе за средства физических и юридических лиц. Такую форму обучения можно оставить для стоматологов, фармацевтов, иностранных студентов (гигантский финансовый массив), но только не для отечественных врачей-лечебников. Законы, связанные с системой высшего образования, предписывают, что государственное финансирование вуза определяется количеством студентов. Таким образом, 98 или 99 процентов студентов курса обязательно в первый же год должны стать студентами курса следующего!? В упомянутых мною зарубежных университетах этот процент не достигает и 30. Но по действующим положениям нашей высшей школы студент, не выполнивший программу курса, отчисляется по представлению деканата. А для чего? Не проще ли такому студенту предложить продолжить обучение по индивидуальному плану или с полным возмещением финансовых затрат? Кстати, в европейских университетах основным документом или основанием для отчисления является личное заявление студента, а никак не докладная инспектора деканата. Во Франции на первом курсе можно обучаться 2 года, в Германии (Лейпциг) – до трех лет. В Тель-Авиве или Париже после двух лет обучения на одном курсе можно пойти в регулярную армию и после службы получить государственную финансовую субсидию на дальнейшее обучение и гарантию государственного трудоустройства по окончании. Сегодня, в условиях существующего «демографического провала», настал реальный момент для реализации идеи полного государственного стипендиального обеспечения студентов-медиков на первом курсе, с дальнейшим дифференцированием государственной финансовой поддержки - в прямой зависимости от реальных академических успехов. Этому способствует шкала ранжирования студентов (ABCD), которая лежит в основе кредитно-модульной системы рейтингового оценивания успехов. Общепризнанный факт, что при кредитно-модульной системе количество стипендиатов резко уменьшилось. Повторюсь: все те, кто в силу недостаточной школьной подготовки или собственного нежелания «напрягаться» не в силах освоить обязательную годовую образовательную программу, за возможность учиться по индивидуальному графику должны платить. И - чем больше учишься, те больше платишь. Это общеевропейское правило. Кстати, академические отпуска в университетах Европы и США далеко не редкость. Ими пользуется каждый 3-4-й студент, и причиной их является не только состояние здоровья (как предписывается нашими законодательными актами об образовании), а чаще – необходимость заработать деньги для оплаты дальнейшего обучения. И еще одно правило: все студенты, получающие государственную субсидию, по окончании учебы возвращают ее государству, не забывая 5-7 лет отрабатывать в государственных лечебных учреждениях. И там никто не спрашивает вашего согласия на место трудоустройства (город или поселок, профильная клиника или семейная амбулатория), при этом стартовая позиция – помощник врача или штатный резидент.
Еще раз возвращусь к набору. В этом году его впервые будут осуществлять по результатам государственного тестирования. Установлена минимальная планка для тех выпускников, которые собираются подавать документы в вуз. Однако она, на мой взгляд, должна быть дифференцированной по группам вузов и - значительно выше минимальной для абитуриентов, поступающих в медицинские университеты. Тогда и исчезнет выпестованная за последние годы иллюзия, что врачом может стать каждый, чьи родители способны платить ежегодно $2000 за год обучения в кассу университета или одномоментно намного большую сумму за государственное место - в частный карман. Должно прийти понимание, что для успешного завершения образовательного медицинского пути важно иметь не только начальный общеобразовательный фундамент «выше среднего» (без этого никак!), но и необыкновенные профессиональные и человеческие черты характера: готовность к самопожертвованию, сопереживание, добро и доброту. За годы обучения завтрашний врач должен усвоить не только нынешний «змеиный» символ мудрости врача, но и принять факел самопожертвования древнегреческого девиза «Alies inservido concumor» - «Светя другим, - сгораю сам!». Тогда студент поймет, что, независимо от уплаченной за обучение суммы (а она измеряется реальными успехами), оплачена только возможность пройти дорогу к профессиональному становлению, а не переждать очередь за дипломом длинною в 6 лет. И вряд ли тогда стоматолог с «красным» дипломом, но без реальных навыков, вместо интернатуры выберет «доходное» место начальника парковой стоянки автомобилей возле центрального рынка (реальный случай с выпускником 2006 года, которого я учил анатомии)…
(Окончание следует.)
«Медицинский вестник», № 4, март 2008