Клуб «Атриум», который был создан крымским поэтом С.А. Дружининым, работает в Симферопольском художественном музее несколько лет. Клуб интересен людьми, которые приходят сюда обсудить интересные дискуссионные темы. Частые гости здесь поэты, философы, художники – словом, творческая интеллигенция. Яркие впечатления оставили встречи с поэтами Иваном Ждановым, Андреем Поляковым, философом А.Д. Шоркиным и другими.
Как нам рассказал старший научный сотрудник музея, искусствовед Р.Т. Подуфалый, 17 февраля в «Атриуме» свою книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы» представлял профессор, заведующий кафедрой биохимии медицинского университета, доктор биологических наук К.А. Ефетов.
- В этот день собралось даже больше людей, чем обычно, - говорит Рудольф Трофимович. - Это вызвано интересом к книге и особенно к 1-й ее части, где выдвинуты гипотеза и необычная трактовка творчества Микеланджело, в частности, речь идет о его фресках в Сикстинской капелле в Риме, где автору книги посчастливилось побывать. Пришли искусствоведы, ученые, просто люди, интересующиеся искусством.
По мысли Константина Александровича, в росписи плафона зашифровано изображение человеческого мозга, Вселенского разума, который стал Творцом человека и «вдохнул» в него душу и разум. С точки зрения анатомии, анатомического рисунка рассмотрены и другие изображения, затронувшие проблему обнаженного тела и отношение к этому Микеланджело. Надо сказать, что титаны Возрождения относились к человеку как к творению Божьему, и творение это поэтому прекрасно во всех своих проявлениях, включая красоту и совершенство обнаженного человеческого тела. Автор книги пытается разгадать загадку Микеланджело: почему он расписывал такое огромное пространство один, почему отверг помощь учеников, почему, будучи скульптором, взялся за кисть… А ведь при росписи капеллы Микеланджело еще раз хотел подтвердить имидж художника, который может всё.
В ходе обсуждения выступила филолог, доцент ТНУ Г.М. Темненко, она подчеркнула, что не обнаженное тело главное в росписи капеллы, главное – это художественные образы огромной гуманистической силы. Автор книги с этим согласился. Завязался интересный диалог, ведь профессор – сам универсальная, я бы сказал, ренессансная личность.
Трактовка профессора-медика, биолога, конечно, имеет право на существование, тем более, доводы его убедительны - в мультимедийной презентации им представлены не просто общие очертания, но и детали. Хотя люди, далекие от медицины, вправе считать этот домыслами, предположениями из области фантастики.
Сам я не сторонник жесткой, концептуальной схемы, но – приверженец мягких гипотез, по-своему интересных. И оппонентом, критиком быть не хочется, потому мне самому эта гипотеза очень интересна. Безусловно, изыскания профессора К.А. Ефетова имеют резонанс и могут стать своеобразным вкладом в историю искусства, пусть и достаточно специфическим, антропологическим. Наш глаз ведь не фотоаппарат, он работает «мозгами», ищет и находит образы во всем, тем более – глаз ученого, который видит мир не только с точки зрения эстетики, но и медицины..
Записала М. ВЛАДИМИРОВА.
Для ИНФОРМАЦИИ:
1. В скором времени планируется проведение открытой лекции профессора К.А. Ефетова «Секретное послание Микеланджело потомкам» в нашем университете. Следите за объявлениями.
2. В клуб «Атриум» вы можете приходить каждое 2-е воскресенье месяца; предварительно объявляется тема заседания (ул. К. Либкнехта, 35).