Герб
 
Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского

 

 
КонтингентПочта доверияФотогалерея
 
Главная | Газета "Медицинский вестник" | 2007 год | № 14 (992) октябрь | Концепция развития медицинского образования
Концепция развития медицинского образования

В настоящее время медицинская общественность Украины, медицинские и фармацевтические вузы страны находятся в ожидании коренного реформирования высшего медицинского и фармацевтического образования. Для этого разработан Проект Концепции развития медицинского образования, который - после широкого обсуждения и внесения дополнений - будет направлен для утверждения в Кабинет Министров Украины.
Предлагаем проект Концепции вашему вниманию.

Концепция развития медицинского образования (проект)

Общая часть

Настоящая Концепция направлена на повышение качества подготовки медицинских специалистов и специалистов фармацевтов, решение кадровых проблем отрасли, улучшение медицинской помощи населению, обеспечение конкурентоспособности выпускников высшей медицинской школы на отечественном и международном рынках труда.

Актуальность Концепции развития медицинского образования (далее - Концепция) обусловлена:

- современными требованиями к уровню качества в сфере медицинского и фармацевтического образования;

- динамичными изменениями в отечественном здравоохранении и социальными, экономическими, этическими, правовыми особенностями деятельности субъектов системы здравоохранения в Украине;

- масштабностью и темпами преобразований в мире в области накопления, передачи, использования информации по вопросам медицинской науки и практики;

- интенсификацией международного сотрудничества в области медицинского и фармацевтического образования: единые системы оценивания, обмен знаниями, создание интерактивных сетей, мобильность студентов, преподавателей и специалистов здравоохранения;

- созданием новых форм учебной среды, непрерывного профессионального развития врачей и провизоров, начиная от средств дистанционного образования и до полноценных «виртуальных» образовательных комплексов.

Инновации в системе медицинского образования тесно связаны с внедрением современных отраслевых стандартов высшего медицинского и фармацевтического образования, введением системы лицензирования и сертификации специалистов. Все это требовало пересмотра содержания медицинского образования и разработки новых научно-педагогических подходов к подготовке специалистов по медицинским и фармацевтическим специальностям.

Министерство здравоохранения Украины осуществило ряд мероприятий, направленных на повышение уровня подготовки врачей и провизоров: расширен перечень врачебных специальностей в интернатуре, введены независимая от вузов система оценки профессиональной компетентности студентов и врачей (провизоров)-интернов, практически-ориентированные экзамены, продлены сроки последипломного обучения врачей, на медицинских факультетах введен новый учебный план, который ба¬зируется на кредитно-мо¬дуль¬ных принципах.

Однако, на сегодня в стране еще не достигнут тот уровень подготовки младших специалистов, врачей и провизоров, который соответствовал бы международным стандартам, в отрасли нарастает кадровый дефицит врачей, в первую очередь в первичном звене и органах здравоохранения, расположенных в сельской местности.

В связи с введением кредитно-модульной системы организации учебного процесса проявились противоречия между ростом загруженности преподавателей, значительным объемом затрат учебного времени на оценивание, качеством самостоятельной работы студентов и недостаточным финансированием высшей медицинской школы и, как следствие, - сложностями в материально-техническом оснащении вузов и недостаточным уровнем оплаты труда преподавателей.

Из-за отсутствия понимания со стороны городских и областных государственных администраций и областных и городских советов по вопросам передачи медицинским вузам имущественных комплексов больниц коммунальной формы собственности замедлился процесс создания университетских клиник.

Оптимальным путем, который поможет развязать комплекс причин, приводящих к торможению развития высшего медицинского образования, является разработка и реализация мероприятий по Концепции развития медицинского образования, которая разработана в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 13.06.2007 № 815 „Об утверждении Национального плана развития здравоохранения на период до 2010 года” и с учетом положений Указа Президента Украины от 04.07.05 № 1013/2005 „О неотложных мерах по обеспечению функционирования и развития образования в Украине” и распоряжения Кабинета Министров Украины от 12.07.2006 № 396-р „Об утверждении Концепции Государственной программы развития образования на 2006-2010 годы”.

Цель Концепции и основные направления ее реализации

Целью Концепции является: приведение медицинского и фармацевтического образования – его структуры, содержания, сроков подготовки и качества – в соответствие с государственными и международными образовательными стандартами и с учетом потребностей практического здравоохранения страны.

Основные направления реализации Концепции:

- приведение качества высшего медицинского и фармацевтического образования в соответствие с европейскими стандартами;

- определение и исследование особенностей введения принципов Болонского процесса относительно ступенчатости высшего медицинского и фармацевтического образования с обязательным учетом национальных особенностей и нужд отрасли здравоохранения;

- совершенствование системы независимого от медицинских и фармацевтических вузов I-IV уровней аккредитации и заведений последипломного образования (далее – вузов) оценивания уровня компетентности студентов и врачей (провизоров)-интернов путем проведения лицензионных интегрированных экзаменов;

- становление института резидентуры на последипломном этапе подготовки врачей и обеспечение развития системы непрерывного профессионального развития специалистов;

- ликвидация кадрового дефицита в отрасли путем увеличения объемов государственного заказа и приоритетной подготовки медицинских и фармацевтических кадров в соответствии с потребностями первичного звена учреждений здравоохранения, особенно тех, что расположены в сельской местности;

- улучшение социального статуса преподавателей и студентов вузов;

- увеличение объемов финансирования за счет средств государственного бюджета и повышения эффективности использования финансовых и материально-технических ресурсов, которые привлекаются для обеспечения развития высшего медицинского (фармацевтического) образования.

Государственная поддержка реализации Концепции

Для государственной поддержки реализации Концепции необходимыми являются:

- обеспечение комплексного межотраслевого подхода к вопросам реформирования высшего медицинского и фармацевтического образования, который основывается на национальных интересах;

- организация межведомственного сотрудничества по решению проблем медицинского и фармацевтического образования с учетом потребностей здравоохранения и общества;

Финансовое обеспечение реализации Концепции

Реализация Концепции осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов, а также за счет других источников финансирования, предусмотренных действующим законодательством Украины.

Ожидаемые результаты

Реализация Концепции обеспечит переход к принципиально новому качеству высшего медицинского и фармацевтического образования, которое направлено на решение приоритетных вопросов отечественного здравоохранения, в частности:

1) внедрение системы подготовки медицинских и фармацевтических кадров, которая обеспечит повышение их профессионального уровня, качества предоставления профилактической и медицинской помощи населению;

2) обеспечение ступенчатой подготовки специалистов на додипломном и последипломном этапах подготовки в соответствии со стандартами Всемирной федерации медицинского образования и с учетом национальных особенностей;

3) приведение к европейским стандартам научного и учебно-методического обеспечения всех звеньев высшего медицинского и фармацевтического образования на базе результатов фундаментальных и прикладных научных, методических исследований, с учетом принципов доказательной медицины, отечественного опыта организации высшего медицинского и фармацевтического образования;

4) повышение качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров и их конкурентоспособности на отечественном, европейском и мировом рынках труда;

5) согласование сроков подготовки, перечня специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов, с требованиями мирового рынка труда и Директивами Европейского Союза;

6) введение в вузах и заведениях последипломного образования соотношения преподаватель-студент (врач-интерн) - 1: 4,5 (6), что предусмотрено действующим законодательством Украины и что уменьшит педагогическую нагрузку на преподавателей и повысит доступность образования;

7) согласование рынка образовательных услуг, которые предоставляются в сфере медицинского (фармацевтического) образования, с потребностями отрасли практического здравоохранения, путем увеличения объемов государственного заказа на подготовку врачей до 6,8 тысяч человек - в связи со значительным кадровым дефицитом медицинских кадров в первичном звене здравоохранения, который постепенно растет и по обеспеченности населения врачами, особенно по специальностям “педиатрия” и “медико-профилактическое дело”, приближается к критическому уровню;

8) обеспечение трудоустройства выпускников медицинских и фармацевтических вузов в соответствии с потребностями отрасли здравоохранения, предоставление им первого рабочего места, создание достойных условий труда и проживания;

9) расширение сети университетских клиник, - что будет способствовать повышению уровня практической подготовки врачей (провизоров), улучшению качества предоставления медицинской помощи населению;

10) осуществление последипломной подготовки специалистов по базовым специальностям путем соединения медицинской практики и обучения; введение системы набора специалистами кредитов по всем видам профессиональной деятельности с целью допуска к экзаменам на присвоение (подтверждение) определенной квалификационной категории;

11) создание эффективного механизма привлечения и использования ресурсов государства на нужды медицинского и фармацевтического образования;

12) улучшение организации, материально-технического обеспечения и компьютеризации учебного процесса;

13) улучшение социального статуса педагогических и научно-педагогических работников и студентов вузов, уменьшение педагогической нагрузки и расширение самостоятельной работы субъектов обучение;

14) реализация системы непрерывного профессионального развития медицинских и фармацевтических кадров и подтверждения их профессиональной компетентности.

Мероприятия по реализации Концепции

Для реализации Концепции необходимо:

1) усовершенствовать государственные образовательные стандарты подготовки медицинских и фармацевтических кадров для повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием (МОН, МЗ. 2008-2009 годы);

2) обеспечить дальнейшее внедрение инновационных технологий обучения и форм организации учебного процесса, независимого от вузов оценивания уровня знаний студентов, с учетом традиций отечественной высшей медицинской (фармацевтической) школы и процесса интеграции национального высшего образования в европейское образовательное пространство (МЗ. 2008-2010 годы);

3) внести изменения в организацию учебного процесса на клинических кафедрах (в отделениях) медицинских вузов на принципах кредитно-модульной системы - с увеличением составляющей практической подготовки специалистов и разработкой методов оценки качества самостоятельной работы студентов (МЗ. 2008-2009 годы);

4) разработать и усовершенствовать нормативно-правовую базу относительно организации учебного процесса по кредитно-модульной системе (МОН, МЗ, Минюст. 2008-2009 годы);

5) обеспечить подчинение медицинских и фармацевтических вузов I-IV уровней аккредитации Министерству здравоохранения Украины в соответствии с Основами Законодательства о здравоохранении Украины и Положением о Министерстве здравоохранения Украины. (МЗ, МОН, Минэкономики, Минфин, Минюст, Совет министров АР Крым, Киевская и Севастопольская городские, областные госадминистрации (2008-2010 годы);

6) способствовать доступности получения высококачественного высшего образования и мобильности выпускников медицинских и фармацевтических вузов на рынке труда путем интеграции вузов разных уровней аккредитации, научных учреждений и предприятий; внедрение гибких образовательных программ и инновационных технологий обучения в соответствии с требованиями Болонской декларации (МЗ, МОН. 2008-2010 годы);

7) обеспечить развитие дистанционного медицинского и фармацевтического образования и его интеграции в систему непрерывного профессионального развития специалистов (МЗ. 2008-2010 годы);

8) увеличить объемы подготовки и пере¬под¬готовки врачей и провизоров для первичного звена здравоохранения в соответствии с потребностями регионов (МЗ, Совет министров АР Крым, Киевская и Севастопольская городские, областные госадминистрации. 2008-2010 годы);

9) завершить создание системы ступенчатого образования в подготовке медицинских сестер и врачей (провизоров) (МЗ, МОН. 2007-2008 годы);

10) обеспечить выполнение планов целевого приема сельской молодежи в медицинские и фармацевтические вузы I-IV уровней аккредитации (Совет министров АР Крым, областные и госадминистрации, МЗ. Постоянно);

11) обеспечить предоставление выпускникам медицинских и фармацевтических вузов I-IV уровней аккредитации первого рабочего места, создание достойных условий труда и проживания (Совет министров АР Крым, Киевская и Севастопольская городские, областные госадминистрации, МЗ. Постоянно);

12) усилить роль органов студенческого и общественного самоуправления, активизировать участие працедавців, врачебных и провизорских ассоциаций, общественных организаций в учебно-воспитательной, научно-методической деятельности вузов и аттестации медицинских и фармацевтических кадров (МЗ, МОН, АМН Украины, Совет министров АР Крым, Киевская и Севастопольская городские, областные госадминистрации. 2008-2010 годы);

13) обеспечивать в дальнейшем создание университетских клиник на базе коммунальных, ведомственных лечебно-профилактических заведений и научно-исследовательских учреждений (Совет министров АР Крым, Киевская и Севастопольская городские, областные госадминистрации. 2008-2010 годы);

14) обеспечить создание учебно-научных производственных комплексов “вуз – научно-исследовательский институт” (МЗ, АМН Украины. 2008-2010 годы);

15) увеличить объемы финансирования медицинских и фармацевтических вузов I-IV уровней аккредитации и заведений последипломного образования МЗ Украины и государственного бюджета на капитальные расходы и коммунальные нужды вдвое (Минфин, Минэкономики, МЗ, Совет министров АР Крым, Киевская и Севастопольская городские, областные госадминистрации. 2008-2010 годы);

16) направлять бюджетные ресурсы на осуществление первоочередных социальных расходов (заработная плата работников образования, стипендии, социальная поддержка студентов) и модернизацию и компьютеризацию учебно-лабораторной базы и развитие социальной инфраструктуры медицинских и фармацевтических вузов (МЗ, Совет министров АР Крым, Киевская и Севастопольская городские, областные госадминистрации. 2008-2010 годы);

17) увеличить объемы финансирования в 2008 году и в последующие годы государственного заказа на подготовку врачей и провизоров с целью ежегодного приема 6,8 тысяч человек в соответствии с нуждами регионов в медицинских и фармацевтических кадрах (Минфин, Минэкономики, МЗ. 2008 год);

18) увеличить объемы финансирования из государственного бюджета для обеспечения соотношения преподаватель-студент (врач-интерн) до 1:4 (6) (Минфин, Минэкономики, МЗ. 2008 год);

19) увеличить объемы финансирования из местных бюджетов в 2008 году и последующие годы государственного заказа на подготовку младших специалистов и бакалавров (медицинских сестер, фельдшеров) в соответствии с нуждами областей в медицинских и фармацевтических кадрах (Совет министров АР Крым, Киевская и Севастопольская городские, областные госадминистрации, Минфин, Минэкономики, МЗ. Постоянно);

20) увеличить объемы расходов из государственного бюджета для оптимального финансирования научных исследований в медицинских и фармацевтических вузах и поддержки отечественных научных изданий (Минфин, Минэкономики, МЗ. Постоянно);

21) интенсифицировать фундаментальные и прикладные научные исследования на принципах доказательной медицины в медицинских и фармацевтических вузах, внедрять научные результаты в учебный процесс для формирования содержания медицинского образования на основе новейших научных и технологических достижений (МЗ, АМН Украины. Постоянно);

22) расширить перечень специальностей в интернатуре в соответствии с потребностями отрасли (МЗ, Совет министров АР Крым, Киевская и Севастопольская городские, областные госадминистрации. 2007-2008 годы);

23) внедрить систему набора врачами кредитов по всем видам профессиональной деятельности - с целью допуска к экзаменам по присвоению определенной врачебной категории в рамках введения системы непрерывного профессионального развития (МЗ, Совет министров АР Крым, Киевская и Севастопольская городские, областные госадминистрации. 2008 год);

24) оптимизировать сеть заведений и факультетов последипломного образования медицинских вузов с целью улучшения качественных показателей их деятельности (МЗ. 2008 год);

25) внедрить институт резидентуры на последипломном этапе подготовки специалистов (МЗ, МОН. 2008-2010 годы);

26) создать эффективную систему подготовки и переподготовки педагогических и научно-педагогических кадров медицинских и фармацевтических вузов и заведений последипломного образования, их аттестации и профессионального усовершенствования (МЗ, МОН. 2008-2010 годы);

27) обеспечить дальнейшее развитие сотрудничества с международными межправительственными и неправительственными организациями, фондами и программами (ЕС, ВОЗ); расширить прием иностранных граждан в вузы, привлекать дополнительные источники для поддержки реформирования медицинского и фармацевтического образования в Украине и создания каналов информационного обмену с иностранными государствами (МЗ, МОН, МИД. 2008-2010 годы).

«Медицинский вестник», № 14, октябрь 2007

 
©2006-11 КГМУ. Разработка и сопровождение – информационно-аналитический отдел.
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Design by SOFTSOUL.