Герб
 
Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского

 

 
КонтингентПочта доверияФотогалерея
 
Главная | Газета "Медицинский вестник" | 2007 год | № 10 (988) июнь | Приоритеты Болонского процесса (по материалам совещания)
Приоритеты Болонского процесса (по материалам совещания)

Руководители медицинских вузов Украины уже осознали необходимость и неотвратимость внедрения Болонского процесса в образовательную систему и его цель – создание единой общеевропейской, сильной и конкурентоспособной системы образования. Перед вузами стоит главная задача - приведение высшего образования к единым требованиям и критериям, сложившимся в европейских странах.

В медицинских университетах Украины уже два года идет процесс внедрения Болонской кредитно-модульной системы. По единодушному мнению собравшихся, за это время проявились одинаковые для всех вузов как положительные, так и отрицательные стороны этого процесса. Обсуждению возникших проблем и было посвящено очередное совещание проректоров по учебной работе и начальников учебных отделов медицинских вузов Украины, проходившее в Тернопольском государственном медицинском университете 14-16 мая нынешнего года. На совещании обсуждались подходы к интеграции, которые позволили бы сохранить основные традиции отечественного образования вообще и медицинского – в частности, обеспечить высокое качество фундаментального образования и всестороннее развитие личности будущего врача, поддержать принципы непрерывного образования врача на протяжении всей его профессиональной жизни.

Какие же отрицательные и положительные моменты были выявлены в ходе совещания?

Проблемные вопросы:

- В среднем 40 проц. студентов 1-2 курсов получают стипендию по результатам семестровых дисциплин (не используется 50 проц. стипендиального фонда).

- Все учебные дисциплины равны по статусу, формам контроля и значимости при получении стипендии.

- График работы студента перегружен ПМК.

- Отсутствие на кафедрах единого подхода к оценке обучения студента разными преподавателями.

- Существующая система оценивания не позволяет в конце изучения дисциплины знать студенту, преподавателю, заведующему кафедрой оценку по дисциплине, что безусловно снижает мотивацию студентов и ответственность преподавателей и заведующих кафедрами.

- Отработка практических навыков на больных в условиях отсутствия университетских клиник, с учетом положений, Хельсинской Декларации, требует четкого юридического обоснования.

- Отсутствует стандартный, единый для всех вузов Украины перечень обязательного материального обеспечения клинических кафедр для приобретения практических навыков; целесообразно дополнить существующий приказ МЗ Украины по этому вопросу, а также решить вопрос об источнике финансирования.

Позитивные результаты:

- Приближение высшего образования в Украине к европейскому уровню и реализации идеи: «Bringing students to Europe to all students» - «Открыть студентов для Европы, открыть Европу для всех студентов».

- Ориентация учебного процесса на студента – 100- процентный опрос на каждом занятии, больше внимания уделяется индивидуальной и самостоятельной работе, методически обоснованным, регулярным контрольным опросам (текущим и итоговым), консультированию студентов.

- Значительное повышение активности студентов, их требовательности к качеству преподавания дисциплин.

- Стимулирование и совершенствование процессов мониторинга качества медицинского образования.

- Повышение требований к научно-педагогическим работникам, привлечение их к освоению новых технологий, форм и методов обучения.

- Создание современного информационного и учебно-методического обеспечение преподавания каждой дисциплины.

- Модернизация материально-технической базы.

На совещании были определены и другие факторы, мешающие внедрению Болонской системы в высшей медицинской школе Украины. К ним отнесены:

1) недостаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса;

2) очень высокий уровень педагогической нагрузки на преподавателя (до 900 часов в год);

3) высокий уровень соотношения преподаватель-студент: 1 к 15.

В ходе обсуждения отмечалось, что больше внимания следует уделять самостоятельной работе студента, особенно в клинике. Большое значение в познавательном процессе имеет наглядное обеспечение практических занятий. Сегодня для этого широко используются видеофильмы, позволяющие продемонстрировать применение на практике современных диагностических и оперативных технологий, вплоть до показа хирургического вмешательства прямо из операционной, в синхронном режиме.

Необходимо вернуться к практике участия студентов старших курсов в дежурствах при оказании больным неотложной помощи. Это дает им возможность отрабатывать практические умения и навыки. Постоянная работа у постели больного позволяет углубленно изучить все разделы медицинской науки. И в этом отечественной высшей медицинской школой накоплен огромный опыт. Недопустимо было бы его растерять.

Немаловажную роль в улучшении качества подготовки врачей играет и наличие в вузе лечебных баз. В связи этим подчеркивалось, что реконструкция лечебно-клинических баз – первостепенная задача при перестройке системы медицинской вузовской подготовки. Необходимо, чтобы при каждом медицинском университете (факультете) был создан свой клинический медицинский центр, который и стал бы базой практической и теоретической подготовки будущего врача-специалиста. Базой кафедры должна стать вузовская университетская клиника. Решительные шаги к этому сделаны в нашем университете, где своими силами, на заработанные коллективом средства построена, открыта и действует современная, по последнему слову техники оснащенная клиника.

Поднимались и другие вопросы, которые требуют срочного решения:

- Согласно учебным планам модульный контроль по дисциплинам предусмотрен на последних занятиях семестра, что приводит к физической и психологической перегрузке студентов.

- С целью улучшения ситуации на младших курсах целесообразно было бы отменить рейтинговую оценку знаний по дисциплинам общественно-гуманитарного блока и курсов по выбору (эклективных), поскольку большинство из них отсутствуют в учебных планах университетов Европы. Для этих дисциплин целесообразно предусмотреть иную форму итогового контроля - с оцениванием студентов по двухбалльной шкале («зачтено» и «не зачтено»), как это было предусмотрено нормативными документами в «предБолонский» период.

Учебный часы, освободившие в связи с отменой военной подготовки, перераспределены на другие дисциплины, преимущественно клинические дисциплины, требующие углубленного изучения.

На совещании высказывалось единое мнение, что один из важных моментов, тормозящих процесс внедрения новой системы, - это отсутствие финансирования. Однако представители МЗ Украины неоднократно подчеркивали, что вузы сами должны искать пути выживания. И помочь в этом может только развитие международных связей. Вузы выходят на жесткий конкурентный рынок образовательных услуг, а законы этого рынка требуют сегодня коренного изменения сознания и подходов к проблемам образования, более активного развития англоязычного обучения. Таким образом, дальновидно избранное руководством нашего университета направление становится приоритетным во всех медицинских вузах Украины, и нам теперь необходимо не только удержать свои позиции, но - идти вперед.

Обсуждаемые вопросы нашли отражение в итоговых документах совещания. По электронной почте уже получен отредактированный после совещания в Тернополе учебный план 2007 года.

«Медицинский вестник», № 10, июнь-2007

 
©2006-11 КГМУ. Разработка и сопровождение – информационно-аналитический отдел.
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Design by SOFTSOUL.