21-22 мая в Тернополе прошла традиционная всеукраинская конференция «Проблемы интеграции украинского медицинского образования в мировое образовательное пространство». От имени руководителей Министерства здравоохранения Украины с программным докладом выступил А.П. Волосовец.
Главными целями реформ в здравоохранении, по словам министра МЗ Украины В.Н. Князевича, являются увеличение продолжительности жизни граждан, устранение факторов, отрицательно влияющих на их здоровье, предупреждение и снижение заболеваемости, инвалидности и смертности, а также сохранение демографического потенциала Украины.
ЦИФРЫ. В сравнении с 2001 годом, в 2008 году рождаемость в Украине выросла на 32,5 процента – до 503256 новорожденных. По оперативным данным, за 1 квартал 2009 года родилось 126045 детей, что на 4314 больше, чем за тот же период 2008 года и на 13670 больше, чем в 2007 году.
Среди главных приоритетов деятельности МЗ Украины названы:
- Возрождение высоких морально-этических и профессиональных качеств отечественной медицины и авторитета медиков в обществе.
- Предоставление гражданам Украины равного и справедливого доступа к качественной и своевременной медицинской помощи.
- Обеспечение санитарного и эпидемического благополучия в государстве, что особенно важно в условиях вспышек новых разновидностей инфекционных болезней в мире.
- Создание университетских клиник на базе клинических кафедр медицинских вузов и областных лечебно- профилактических учреждений.
- Создание наблюдательных советов при каждом учреждении здравоохранения и медицинских вузах всех уровней аккредитации.
- Образование института врачебной резидентуры как первого этапа подготовки специалиста по высокотехнологичным специальностям, с его лицензированием.
Один из предложенных путей структурных изменений для улучшения качества предоставления медицинской помощи населению: - создание университетских клиник путем функционального объединения медицинских университетов, областных и мощных городских больниц.
При этом создание университетских клиник позволит:
- объединить приоритеты в работе лечебного учреждения (предоставление специализированной медицинской помощи) и учебного заведения (подготовка медицинских работников и научные исследования);
- обеспечить единое руководство лечебным (главный врач) и учебным и научно-исследовательским процессом (руководитель кафедры); размежевать вопросы взаимной ответственности за организацию лечебной и учебной работы;
- ликвидировать разнонаправленность финансовых интересов лечебно-профилактических учреждений и медицинских вузов.
ФАКТ. Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 апреля 2009 года № 369 внесены изменения в перечень платных услуг. Теперь университетские клиники могут предоставлять – в дополнение к прежним – и такие платные услуги:
- проведение научно-исследовательской работы, разработка и внедрение новых медицинских технологий;
- предоставление в аренду помещений и оборудования.
Университетские клиники станут базами резидентуры по наиболее высокотехнологичным специальностям (кардиохирургия, нейрохирургия, интервенционная кардиология, пластическая хирургия). Врачебная резидентура постепенно заменит существующую систему специализации, которая уже не отвечает современным стандартам подготовки специалистов. По указанным специальностям предлицензионные циклы повышения квалификации будут введены в первую очередь.
ФАКТЫ. 9 из 10 студентов имеют отклонения в состоянии здоровья. На 100 студентов приходится 95 и больше болезней. До 50 процентов студентов состоит на диспансерном учете. Каждый 5-й студент зачислен в подготовительную специальную медицинскую группу или вообще освобожден по состоянию здоровью от физических нагрузок.
ЦИФРЫ. 63 процента украинских детей в 15 лет имеют опыт курения, 91 процент – употребляют алкоголь, 14 процентов – курили марихуану (по данным опросов ESPAD).
Непрерывное профессиональное развитие сегодня включает: курсы усовершенствования и ПАЦ, участие в конференциях и конгрессах, стажировка в ведущих клиниках Украины и других стран; разработка новых методов диагностики и лечения; статьи, монографии, учебники; педагогическая и научно- исследовательская работа; руководство группами врачей-интернов. Оцениваться квалификация врача будет также по обязательным ТУ и мастер-классам, по количеству набранных баллов: от 60 до 80 – в зависимости от категории. Для повышения квалификации могут использоваться возможности дистанционного образования. Деятельность всех больниц должна лицензироваться.
Особое внимание было уделено проблемам иммунопрофилактики в стране. С 20 по 26 апреля Украина впервые участвовала в Европейской неделе иммунизации – инициативе, направленной на повышение уровня информированности и знаний об управляемых инфекциях, преимуществах иммунизации. Прозвучала информация об эпидемиологической ситуации в мире по распространению гриппа A/H1N1 и мероприятиях по недопущении его на территорию Украины. Рекомендовано включить в рабочие учебные программы по эпидемиологии, инфекционным болезням, детским инфекционным болезням вопросы биобезопасности, профилактики, диагностики и лечения больных гриппом A/H1N1. Привлечь для этой работы научно-педагогических работников кафедр гигиены и инфекционных болезней.
Наш университет назван третьим среди лидеров в подготовке иностранных специалистов.
ФАКТ. Всего в медицинских вузах Украины обучается 17 тысяч граждан из 104 стран мира.
По результатам вузовских отчетов контракты всех ректоров дополнены следующими пунктами:
- создание на протяжении текущего года университетских клиник;
- улучшение качества преподавания;
- выполнение Программы воспитательной работы в высших медицинских учебных заведениях;
- развитие студенческого самоуправления и волонтерства;
- внедрение украинского языка в учебный процесс;
- обновление кадрового состава преподавателей и заведующих кафедрами;
- выполнение плана целевого приема.
Обозначены направления развития медицинского образования:
- Внедрение инновационных образовательных технологий (в первую очередь – компьютерных и телемедийных технологий, дистанционного обучения).
- Создание условий для усовершенствования специального образования и квалификации преподавателей вузов (стажировки в университетах стран ЕС и США, непрерывное профессиональное развитие преподавателей).
- Внедрение современных форм и методов обучения (проблемно ориентированное обучения, индивидуализированное обучение с упором на самостоятельную работу, моделирование ситуаций, лекции-диалоги, мастер-классы, лекции-дискуссии, брейн-штурмы и т.п.).
- Внедрение интерактивных моделей обучения (Интернет, электронные учебники, пособия, модели, он-лайн лекции и др.).
Большое внимание на совещании было уделено обсуждению и скорейшему принятию Этического кодекса врача Украины – как моральной основы деятельности каждого врача. Более подробная информация об этом будет опубликована в следующем номере.
«Медицинский вестник» № 10, июнь 2009