На встречу с Виталием Павловым в Крымском университете культуры (что на Киевской) я попала случайно. Но самого его знаю давно – это узнаваемое симферопольское лицо, каких остается в нашем городе, увы, всё меньше и меньше.
Вот и Виталий уехал в конце 80-х в Москву на Высшие курсы режиссеров и сценаристов, там и остался.
Многие могут помнить его еще студентом нашего медицинского института – в 70-х он был популярным в городе музыкантом, заводилой, футболистом, искрометным КВН-щиком, писал сценарии для институтской команды, а потом – и для Крымского телевидения. В 1975 году получил диплом врача, работал хирургом-травматологом в Луговской больнице.
На вопрос: «Как вы обнаружили в себе талант сценариста, режиссера?» - Виталий Викторович ответил так:
- Вначале, в период полураспада, разлома страны обнаружил, что не хочу быть врачом. Стало катастрофически не хватать медикаментов, инструментария, бинтов, ваты... Помогать был готов, но не мог, а вредить больному не хотел. В то время вообще изменилось отношение к профессии, да и сами врачи изменились тоже. Когда учился и потом работал, то видел вокруг себя настоящих врачей. Конечно, и тогда были разные, но в большинстве своем – всё-таки хорошие. Вспоминаю доктора Пьяных. Он хоть и был травматологом, но к нему шли и с фурункулом, и с аппендицитом, с другими напастями – никому не отказывал… Вот еще Лев Юрьевич Зыскин – тоже был врач от Бога. К ним было не страшно идти. А теперь – страшно! Наступили другие времена – и врачи перестали быть людьми. Не все, конечно (не хочу никого обижать), но кажется уже, что большинство. Раньше школа, вуз ЛЮДЕЙ воспитывали – куда они девались?! Нынешние эскулапы не видят человека, не чувствуют его боли. С больным разговор заводится сразу о деньгах. Нет денег – иди умирай…
То, что хочу писать и что у меня… получается, понял еще на младших курсах, а тут почувствовал: всё, ухожу из медицины. Собрался и поехал учиться.
И, как оказалось, не напрасно. Теперь Виталий Павлов известный сценарист и кинорежиссер, пишет прозу. В Москве начинал в знаменитом сатирическом журнале «Фитиль», который ненадолго был возрожден на российском телевидении, написал и снял для него два десятка короткометражек, несколько из них показал на встрече.
Виталий считает, что с конца прошлого века всё у нас работает на разрушение. Образование запущено, обнаруживаешь вдруг, что молодые люди, связавшие себя с… культурой, не знают даже фамилии Пастернак, не говоря о стихах, не читали «Анну Каренину»... Настоящую поэзию заменила ироническая, экраны и сцены заполонили капустники-междусобойчики, юмор оскудел. Это всё – пародия на культуру. Некогда высокая планка упала ниже невозможного…
Сегодня на счету Павлова несколько документальных фильмов: «Особенности национального футбола», «Эдуард Стрельцов. Зона для центра нападения», «Неизвестный Олег Ефремов». Фильм «Светлана Сталина. Побег из семьи» был номинирован на премию «ТЭФИ» за 2003 год. В основу документального сериала «Кремль-9» также лег его сценарий. По мнению автора, документальное кино необходимо и всегда будет востребовано, у него есть свой зритель – нужно только понимать, для чего ты снимаешь, что можешь сказать новое…
Виталий Павлов – драматург и театральный режиссер, его пьесы ставились на ведущих московских и питерских сценах. Но в последнее время театр он разлюбил: ему интересно, когда театр живой, теплый – и неважно, есть ли там «богатые» декорации, – важна душа. Но этим многие театры обнищали… – гонятся за модой, стремясь угодить неразборчивой публике, теряют лицо.
- Сегодня можно гордиться фильмом «Галина» (2008), который вошел в номинацию на премию «Золотой орел» как лучший мини-сериал, а исполнительница главной роли (Галины Брежневой) – Людмила Нильская получила «Золотого орла» за лучшую женскую роль, - говорит Виталий Викторович, сценарист и режиссер-постановщик. - В фильме почти всё вымысел, ведь художественный сценарий основывается не на фактах. Это попытка выстроить психологию человека в предполагаемых обстоятельствах, человека с драматической судьбой. Со многими, знавшими Галину Леонидовну, общался, и приходилось слышать прямо противоположные мнения об одних и тех же событиях, поступках. Но не они были моей целью: «Не надо торговать чужой жизнью!» - чтобы это сказать, я и снял фильм.
И как трогательно, как трепетно автор – вместе со зрителями – смотрел отрывок с Людмилой Нильской, как он любил в тот момент свою Актрису… поклонялся ей, ее таланту.
Еще один сериал Павлова «Зоя» (о трагической судьбе актрисы Зои Федоровой) вышел на телеэкраны в 2010 году на «Интере» и в 2012-м – на российском телевидении. Фильм тоже не документальный. Он – о хрупкости человеческой жизни, о незащищенности женщины – красивой и талантливой женщины – перед сильными мира сего, перед молохом бездушной и жестокой машины, разрушающей искренность, любовь и саму жизнь.
Я давно, с детства, боюсь мужских слёз… скупых слёз настоящих мужчин, сердца которых не выдерживают потерь, несправедливости… бессилия, если болеют родные любимые люди. Работы Павлова – это его смех и слезы. Он такой – настоящий…
Марина ГРУШЕВИЧ.
«Медицинский вестник» № 4, март 2013.